русский

ТОП 100 ФРАНЧАЙЗИНГ

информация о франчайзерах и франшизах

ТОП 100 ФРАНЧАЙЗИНГ

информация о франчайзерах и франшизах

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОСТЫЕ ФОРМУЛЫ УСПЕХА
(495) 649-92-18

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОСТЫЕ ФОРМУЛЫ УСПЕХА
(495) 649-92-18

Бизнес по франшизе или «покупка» рабочего места…

Возможность использования концепций франчайзинга в практике российского предпринимательства появилась в конце прошлого века. Если быть более точным, то историю франчайзинга в России можно отсчитывать с 1992 года, когда появился Закон о товарных знаках, регламентирующий правила использования товарного знака в отношениях независимых юридических лиц и предпринимателей. Правовым стимулом к развитию франчайзинга стала вошедшая в силу глава 54 ГК РФ «Коммерческая концессия». Развитие законодательства, начиная с указанного времени позволяет делать определенные выводы о тенденциях франчайзинга в России.

Чтобы не «попасть пальцем в небо» в связи с отсутствием статистики по франчайзингу будем использовать только те цифры, которые абсолютно точно известны государственному регистрирующему органу, в административные функции которого входит регистрация товарных знаков и договоров, связанных с передачей прав на использование товарного знака. Сгруппированные нами данные Вы можете посмотреть на диаграммах.

Мы наблюдаем в России устойчивый рост зарегистрированных товарных знаков. С 1998 по 2012 год, количественный зарегистрированных товарных знаков увеличилось в 2,3 раза.

Во всех государствах, существенным признаком франчайзинга независимо от его вида является товарный знак, вернее разрешение на использование товарного знака франчайзера. При этом не во всех правовых системах требуется обязательная регистрация этого разрешения. В России передача права на использование товарного знака юридическими лицами и предпринимателями требует обязательной государственной регистрации. Соответственно, надежные данные о развитии франчайзинга мы можем получить, основываясь на данные регистрирующего органа.

Динамика регистраций лицензионных договоров (включая коммерческую концессию) впечатляет, рост в 14,3 раза. Обращает на себя внимание также высокая динамика роста договоров коммерческой концессии. В 2012 году, например по отношению к 2006 году их количество увеличилось в 22,8 раза, а доля в 2012 году в общей совокупности лицензионных договоров составила 33, 5 % , в 2006 году их доля составляла 3,8%. А это означает, что договор коммерческой концессии, как бы мы не рассуждали о его недостатках, является привлекательным для бизнеса. Вместе с тем, количество заключенных договоров не так велико и на порядки отличается от того количества, франчайзи, которое можно увидеть в некоторых публикациях. Это означает, что франчайзи мы не всегда называем тех, кто является ими по существу. Кроме того, мы наблюдаем рост количества конфликтов и судебных споров, связанных с тем, что предприниматель на начальном этапе выбора партнера не принял во внимание в каком форме будут выстраиваться отношения. Чтобы отличить один формат развития от другого еще раз поговорим о франчайзинге.

Поскольку у нас нет официального термина, мы рассмотрим те его признаки, которые признаны во всех государствах, включая Россию, и которые для нас важны в разрезе тематики настоящей статьи.

  1. Франчайзинг возможен только тогда, когда бизнес создан и есть что показать. Казалось- бы это знают все, но, к сожалению, и с этим бывают проблемы. Если коротко: идея должна быть реализована в готовом решении, т.е. должна осуществляться деятельность, приносящая доход; осуществление этой деятельности можно увидеть в определенном месте; лицо, осуществляющее эту деятельность должно быть зарегистрировано в государственном реестре юридических лиц или предпринимателей.
  2. Франчайзинг является системой распределения товаров и услуг, соответственно товары и услуги должны быть четко идентифицированы, определимы и приспособлены для дальнейшего распределения.
  3. Поскольку для осуществления любой деятельности применяются определенные правила, подходы, методики, технологии и т.д., то для того, чтобы эту деятельность мог выполнять кто-то другой необходима документация, позволяющая тиражировать формат того или иного процесса. Поскольку этот процесс создается не одним днем, а также с использованием труда, в том числе творческого, то это является важным для его создателя. Опыт создателя, апробированный на практике, позволивший создать дело не только приносящее доход, но и конкурентоспособный бизнес должен охраняться также как и сам бизнес. И охрана эта осуществляется либо путем государственной регистрации прав, в данном случае на результаты интеллектуальной деятельности (например, получение документа в форме свидетельства или патента), либо в форме ноу-хау.
  4. Если основатель бизнеса заинтересован в расширении продаж товаров или услуг, а тем более заинтересован в расширении бизнеса на других территориях, то он просто не сможет это реализовать без такого средства индивидуализации как торговая марка. Если он заинтересован в защите своих услуг и товаров, своего бизнеса и своей репутации, то реализовать эту защиту можно только имея охранный документ, подтверждающий его исключительные права на товарный знак. Торговая марка, это сложный деловой инструмент, дающий много преимуществ, но и возлагающий дополнительную и отнюдь не маленькую, ответственность как на его владельца, так и на тех лиц, которые его используют.
    Теперь резюмируем сказанное. Для того чтобы стать франчайзером владелец любого бизнеса:
    • должен быть зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя ;
    •  иметь экспериментальный объект;
    •  иметь доказательства доходности;
    •  иметь интересный товар или услугу;
    •  уметь распределять товары, т.е. иметь отработанные каналы сбыта;
    •  уметь продавать товары и услуги;
    •  иметь документацию, используя которую другое лицо может создать такой же бизнес и самостоятельно осуществлять деятельность также как это делает основатель;
    •  иметь охранные документы на технологии или разработанные механизмы сохранности и защиты ноу-хау ;
    • иметь товарный знак, подтвержденный свидетельством;
    •  иметь описанные политики продвижения товаров/услуг и марки;
    • прилагать усилия к продвижению товаров и марки.
  5. Чтобы другое лицо (потенциальный франчайзи) мог выстроить бизнес также как и его владелец, владелец бизнеса должен разрешить это сделать. Это разрешение и будет франшизой. Стороны заключают соглашение, позволяющее обеспечить законную передачу прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. В соответствии с российским законодательством права могут быть переданы по лицензионному договору или по договору коммерческой концессии. Оба эти договора будут действовать только в том случае, если пройдут государственную регистрацию, о чем на договоре ставится отметка. Поскольку терминология франчайзинга отсутствует в законодательстве РФ владелец прав может самостоятельно выбрать вид договора: лицензионный или коммерческая концессия, но надо учитывать тот факт, что эти договоры серьезно отличаются друг от друга, и одного лицензионного договора будет недостаточно.
  6. После заключения договора у основателя бизнеса (он же франчайзер) возникают новые риски, даже не столько материальные, сколько информационные (например, раскрытие конфиденциальной информации) и репутационные (например, связанные с применением его приемов, методов и технологий, качеством товаров и услуг, использованием его прав, репутацией торговой марки и деловой репутации в целом). Поэтому его правом и обязанностью, с целью сохранения бизнеса и репутации, является осуществление контроля за деятельностью франчайзи. Контроль нужно рассматривать как функцию, позволяющую своевременно исправить недостатки и нарушения, и лишь в том случае, если нарушения являются повторяющимися как функцию, контроля за исполнением обязательств с вытекающими последствиями в виде наложения штрафов. Контроль со стороны правообладателя предусмотрен законодательством РФ, но его содержание контроля также будет различным в зависимости от вида договора.
  7. Франчайзер заинтересован, чтобы бизнес франчайзи был организован и функционировал в соответствии с принципами и моделями, как он задуман, апробирован и описан франчайзером в деловой документации. Франчайзер заинтересован в конкурентоспособности не только своего собственного бизнеса, но и бизнеса каждого франчайзи, поскольку каждый франчайзи приносит дополнительные ценности всей сети. Поэтому франчайзер готов на поддержку франчайзи, декларирует ее и реально осуществляет как на стадии открытия объекта франчайзи, так и в продолжающемся периоде времени.
  8. И последний момен, это, конечно, деньги. Стать франчайзером - недешевое удовольствие. Отработать, проработать, внедрить и развить успешную модель бизнеса долго и дорого, и затраты надо возвращать - это первое; интеллектуальная собственность - это имущественное право, и передача прав другим лицам, тем более с извлечением преимуществ не может осуществляться бесплатно; франчайзинг - это бизнес, соответственно на этом надо зарабатывать. Именно поэтому во всех практически во всех государствах вознаграждение является существенным условием франчайзинга и соответственно обязательным.

Если Вы, уважаемый читатель, со вниманием отнеслись к этой статье, то Вы легко сможете отличить франчайзинг от любых других форм отношений.

Почему же тогда растет число конфликтов? Ответ прост, мы изначально не оцениваем простые и обязательные вещи. Вы смотрите на сайты, видите там раздел «франчайзинг», логотип, описание преимуществ, требования к помещению, перечень оказываемой поддержки, и еще абсолютно без всяких вознаграждений. Некоторые предложения и на самом деле являются достаточно привлекательными. Но, к сожалению, не всегда это может оказаться франчайзингом и не надо обманываться. В реальности Вы можете, например, стать агентом или перепродавцом товаров, без прав на использование товарного знака и получение продолжающейся поддержки и т.д. Некоторые предприниматели, даже в этих случаях продолжают именовать себя франчайзи.
Я буду говорить «Вы» и «Вам», чтобы облегчить изложение, лично к Вам, уважаемые читатели, это не относится.

Нет ничего плохого в других форматах развития, и в самом деле не всегда хочется платить лишние деньги за чужую интеллектуальную собственность. Из чего исходят предприниматели, решившие начать свое дело: нужен товар, который будет продаваться и приносить доход, нужен поставщик, который грамотно управляет ассортиментом, нужна организованная доставка, нужна помощь в организации секции или магазина и его оформлении, нужна интересная вывеска. И хорошо, такие предложения есть. Вы хотите организовать свое дело, Вам помогут и затраты эти будут включены в цену товара, и это нормально, поскольку Ваш партнер занимается бизнесом, а не благотворительностью. Казалось- бы рассчитались и нормально работаете. Но некоторые поставщики идут дальше, закладывая в договоры требования, контрольные функции, налагают на Вас ответственность, предусмотренную франчайзингом, что к Вам как к покупателю товара оптом не имеет никакого отношения. Вы подписываете договоры, дополнительные соглашения, протоколы и другие документы, по доброй воле принимая на себя дополнительные обязательства. Дальше, в случае невыполнения этих обязательств поставщик может без всяких лишних объяснений запретить Вам использование его марки и соответственно вывески, технологии, маркированного оборудования и рекламного материала и т.д. А Вы в это все вложили свои заработанные деньги. Вы рискуете остаться и без товара и без бизнеса, о котором скорее всего мечтали не только Вы, но и Ваши близкие. Можно сказать, Вы купили рабочее место или несколько рабочих мест, но были уволены. Если Вам повезло, и Вы мало вложили своих собственных средств (например, Вы торгуете по образцам), то Вы просто уволены, а, если Вы серьезно потратились, то и уволены и разорены. И, тогда начинаются разговоры о недобросовестности франчайзера, обращения в различные организации, отзывы в интернет или обращения в суд.
Еще раз повторю, что в последнее время в различных сегментах рынка количество недовольных «франчайзи» (я не ошиблась, взяв слово в кавычки) увеличивается. Возникает два вопроса: «что делать?» и «кто виноват?». Кто на самом деле виноват может установить суд. А вот вопрос «что делать», к сожалению, возникает с большой задержкой, т.е. в конце процесса, а не в начале его.

Есть только три простых совета: до принятия решения исследуйте вопрос- с кем и в какие именно отношения Вы вступаете; посчитайте не только свои потенциальные доходы, но и оцените риски; и, конечно, внимательно читайте то, что подписываете.

 

С уважением ко всем читателям этой статьи,

©Инга Рыкова
директор Школы профессионального франчайзинга,
генеральный директор юридической фирмы «Правовой Сервис «ФАРН»

 

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
107564, г. Москва, ул.Краснобогатырская, 42
тел. (495) 649-9218
e-mail: franchisetop@bk.ru
© PFS 2006-2016
Правовая информация | Рекламодателям
Старая версия сайта

Web Programming AlPite.ru - Проекты